В наше время появляются все новые маркетинговые возможности и опасности.

Появление новых инструментов, включая интернет, изменило отношения между покупателем и продавцом, сделав их менее жесткими и стабильными. Повысились конкурентность и прозрачность рынков, они дают потребителям гораздо больше возможностей.

За ростом значимости социальных сетей и мобильного интернета следует ситуация, когда потребители становятся более влиятельными сторонниками или противниками вашего бизнеса, чем сама компания, ее маркетинговый отдел и ваши конкуренты. Клиенты легко публикуют отзывы и делятся своими мнениями (как положительными, так и отрицательными). Старые структуры иерархических отношений между бизнесом и потребителем размываются.

Пользователи интернета показали, что они способны руководить происходящими процессами. И если на любого отдельного человека можно повлиять, остановить, откупиться или предъявить ему иск, то интернет дает людям возможность объединить свои усилия».

Поэтому маркетинг начинает играть ведущую роль в процессах компании. Стоит ли удивляться, что роль маркетинга выросла экспоненциально – не только в повышении информированности и воспитании потенциальных клиентов, но и в их обслуживании и удержании после покупки. Сегодня, даже если мы не контролируем контент, он все равно попадает внутрь компании и выходит наружу. Клиенты составляют рейтинги продуктов и услуг на сайтах социальных сетей. Менеджеры компании размещают свое мнение в сети LinkedIn, CEO5 хочет вести блог, а каждый продавец имеет свою учетную запись в Twitter.

ГРУППЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Как и в реальной жизни масса потребителей в интернете всегда предпочитает формировать группы. Каждая из групп пользователей может стать мощным союзником или врагом в зависимости от наших действий. Теперь задача компаний – руководить этими группами пользователей и добиваться их лояльности.

Группы постоянно меняются – определяют степень доверия, требуют различных уровней прозрачности для фильтрации контента и принятия решения о покупке. Они будут развиваться и гаснуть со все возрастающей скоростью, и этот процесс продолжится с вами или без вас.  Каждый человек теперь – не только маркетолог, но и лидер. Появление огромного количества кланов, групп, племен и кругов по интересам означает, что любой человек, который хочет изменить ситуацию, может это сделать.

От специалистов по маркетингу зависит создание, развитие и приобретение лояльности этих групп в степени, оптимальной для деятельности Вашей компании. Это не манипуляция и не своенравие «повелителя мух», где все усилия гарантируют только выживание. Называется ли это «плоская земля» (термин Томаса Фридмана), «приобретение тысячи фанов» (Кевин Келли), «построение племени» (Годин) или «приобретение приверженцев» (Гай Кавасаки) – идея общая и состоит в том, что технологии дали людям более эффективный доступ к рынкам.